Система университетских лекций

19.01.2018

Ординарные лекции, читаемые «штатными» профессорами, за которыми были закреплены определенные дисциплины и кафедры, дополнялись частными лекциями без комментариев, читаемыми магистрами или бакалаврами. Довольно часто профессора, имевшие постоянный оклад, ухитрялись избегать своих прямых преподавательских обязанностей, предпочитая давать более прибыльные частные уроки. Однако в целом ординарные лекции занимали преимущественное положение по сравнению с частными занятиями: например, в ХУП-ХУШ вв. они, как правило, читались между 6 и 9 часами утра или до 12 часов дня, тогда как экстраординарные лекции не разрешалось начинать до 3-4 часов пополудни и лишь изредка их можно было проводить сразу же после обеденной трапезы.

Система университетских лекций обрела ясность с развитием типографской печати, когда их расписание стало прикалываться на доску объявлений. Одной из педагогических форм занятий, тесно связанной с лекциями, были «репетиции» - суммирование, повторение и запоминание пройденного материала. Обычно они проходили не в университете, а в коллегиях или комнатах наставников и были типичны для закрытых учреждений, сформировавшихся на периферии университета, - коллегий, семинаров, пансионатов и т. и. В роли преподавателей на репетициях выступали магистры и бакалавры, в английских колледжах - тьюторы. Хотите быстро передвигаться по городу? Стоит купить гироскутер с ручкой smart balance a8 в Москве. Он обладает высокой надежностью, устойчивостью и хорошей маневренностью.

Вторая основная форма университетского преподавания - диспут отражала схоластический диалектический дискурс по типу «за и против» или «да или нет», в итоге ответы на вопросы и дискуссии с тезисами и антитезисами приводили к нахождению решения или синтетическому описанию проблемы. Диспуты проводились в определенные дни недели и определенное время учебного года; особенно крупные диспуты устраивались в дни святых покровителей. Споры на диспутах служили практикой по риторике и логике, а также доказательством знания предмета и потому оставались основной частью университетского преподавания. Студенту редко удавалось окончить университет, избежав участия в определенном количестве диспутов. До середины XVII в. лекции и дебаты велись на латыни, которая оставалась университетским языком до конца XVIII в. и считалась признаком истинной учености. Однако уже в середине XVII в. возникает убеждение в оправданности использования национального языка, хотя оно и не стало господствующим до конца XVIII в.